После избрания патриарха Алексия I (Симанского) в 1945 г. РПЦ возобновила международную деятельность, к-рую возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Николай (Ярушевич). Определением Синода от 4 апр. 1946 г. и согласно Уставу РПЦ был образован Отдел внешних церковных сношений - орган исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Синода РПЦ. В задачи отдела вошло производство дел и ведение переписки по управлению заграничными учреждениями РПЦ, связи с Поместными Православными Церквами, обработка иностранной корреспонденции, составление докладов по всем вопросам, затрагивающим указанные сферы деятельности. Председателем отдела был назначен митр. Николай (Ярушевич). Одним из первых сотрудников стал А. С. Буевский, принятый на должность делопроизводителя и архивариуса и трудившийся в ОВЦС на различных должностях до своей смерти 9 апр. 2009 г.
Вначале штат ОВЦС состоял из председателя, 2 членов, секретаря, переводчицы, делопроизводителя и архивариуса, позже он увеличивался. Митр. Николай активно привлекал к внешней церковной деятельности видных иерархов, священнослужителей и мирян, среди которых были Ленинградский и Новгородский митр. Григорий (Чуков), Минский и Белорусский митр. Питирим (Свиридов), Херсонский и Одесский архиеп. Борис (Вик), Львовский и Тернопольский архиеп. Фотий (Топиро), Астраханский и Сталинградский еп. Сергий (Ларин; впосл. архиепископ), протопресв. Н. Колчицкий, прот. Матфей Стаднюк, Л. Н. Парийский и др. С 1959 по 2008 г. сотрудником ОВЦС был прот. Виталий Боровой. Под рук. митр. Николая деятельность ОВЦС развивалась в следующих направлениях: возвращение в юрисдикцию РПЦ зарубежных приходов и церковных структур рус. традиции, межхрист. отношения и борьба за мир и социальную справедливость.
21 июня 1960 г. определением Синода митр. Николай был освобожден от занимаемой должности. Новым председателем ОВЦС был назначен архим. Никодим (Ротов; впосл. митрополит), избранный на том же заседании Синода во епископа. 16 марта 1961 г. Синод постановил, что руководитель ОВЦС всегда должен быть в епископском сане и иметь статус постоянного члена Синода. При еп. Никодиме (Ротове) в короткое время была реорганизована работа отдела, значительно увеличен штат сотрудников; отдел получил для размещения особняк на ул. Рылеева (ныне Гагаринский пер.).
В 1963 г. архиеп. Никодим (Ротов) был назначен председателем Комиссии по вопросам христианского единства. Будучи главой ОВЦС и Комиссии, он расширял связи Церкви с православными и инославными Церквами, используя в интересах РПЦ намерение руководителей СССР привлечь священнослужителей к участию в гос. внешнеполитических инициативах. Активизировались контакты с Римско-католической Церковью (РКЦ). В миротворческой деятельности РПЦ выступала организатором международных и всесоюзных конференций, подготовкой которых занимались сотрудники ОВЦС. Под рук. митр. Никодима отдел стал интеллектуальным и организационным центром РПЦ, инициировавшим и воплощавшим в жизнь самые широкие церковно-общественные инициативы. В дек. 1963 г. при ОВЦС был создан филиал аспирантуры МДА (см. ст. Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия). Определением Синода от 16 дек. 1969 г. был открыт филиал ОВЦС в Киеве при экзархе Украины (впосл. преобразован в ОВЦС УПЦ). В период председательства митр. Никодима к работе в ОВЦС были привлечены Таллинский и Эстонский архиеп. Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер)), иером. Ювеналий (Поярков; впосл. митрополит), игум. Хризостом (Мартишкин; впосл. митрополит), А. Л. Казем-Бек, Б. Б. Вик, П. А. Кутепов, Б. А. Нелюбов, Г. Н. Скобей, В. А. Чукалов.
30 мая 1972 г. митр. Никодим по состоянию здоровья был освобожден от должности председателя ОВЦС, но в качестве председателя Комиссии по вопросам христианского единства сохранил за собой руководство внешней деятельностью РПЦ. Отдел возглавил митр. Тульский и Белёвский Ювеналий (Поярков), продолживший линию деятельности, намеченную митр. Никодимом. Укреплялись связи с Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Набирало силу миротворческое служение. Заместителями митр. Ювеналия в разные годы были прот. Николай Гундяев, Зарайский еп. Иов (Тывонюк; впосл. митрополит), архим. Мефодий (Немцов; впосл. митрополит). Определением Синода от 25 июля 1979 г. открыт филиал ОВЦС в Ленинграде при митрополите Ленинградском и Новгородском.
В 1981 г. ОВЦС возглавил Минский и Белорусский митр. Филарет (Вахромеев). При нем состоялся переезд отдела из особняка на ул. Рылеева в новое здание в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре. Сотрудники ОВЦС активно участвовали в подготовке празднования 1000-летия Крещения Руси. Заместителями председателя ОВЦС в тот период были Солнечногорский еп. Сергий (Фомин; впосл. митрополит), Каширский еп. Феофан (Галинский; впосл. архиепископ), Подольский еп. Владимир (Иким; впосл. митрополит). На рубеже 80-х и 90-х гг. XX в. на фоне прекращения антирелиг. политики Советского гос-ва деятельность ОВЦС была расширена. Отдел поддерживал связь священноначалия РПЦ с высшими органами гос. власти, с политическими партиями и общественными организациями, международными межправительственными структурами.
В 1989 г. председателем ОВЦС стал Смоленский архиеп. Кирилл (Гундяев; впосл. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл). На фоне политического и экономического кризиса Советского гос-ва кон. 80 - нач. 90-х гг. ХХ в. ОВЦС испытывал финансовые трудности, однако архиеп. Кирилл сумел не только сохранить кадровый костяк отдела, но и привлечь в ОВЦС новых сотрудников, среди к-рых были свящ. Николай Балашов, иером. Иларион (Алфеев; впосл. митрополит), А. В. Булеков (впосл. архим. Филарет), Е. С. Сперанская и др. Заместителями председателя ОВЦС в тот период были Калужский и Боровский архиеп. Климент (Капалин; впосл. митрополит), прот. Виктор Петлюченко, архим. Феофан (Ашурков; впосл. митрополит), Дмитровский еп. Иннокентий (Васильев; впосл. митрополит), Егорьевский еп. Марк (Головков; впосл. митрополит). 12 авг. 1992 г. Синод утвердил Устав ОВЦС.
До сер. 90-х гг. XX в. ОВЦС был единственной централизованной общецерковной структурой Московского Патриархата с аппаратом сотрудников, способным решать все возникающие в жизни Церкви вопросы. Сотрудники ОВЦС самым деятельным образом участвовали в организации и проведении всех общецерковных мероприятий, в т. ч. Поместных и Архиерейских Соборов, международных и внутренних встреч и заседаний, конференций и т. д. В кон. 80-х и нач. 90-х гг. XX в. в ОВЦС была разработана и начала реализовываться концепция возрождения церковной жизни, в результате чего из ОВЦС были выделены Синодальный отдел религиозного образования и катехизации , Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению , Синодальный миссионерский отдел , Синодальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями.
21 авг. 1997 г. ОВЦС был реорганизован: вместо секторов, отвечавших за определенные узкие направления деятельности, были образованы секретариаты по межправославным связям и загранучреждениям РПЦ, по межхрист. связям, по взаимоотношениям Церкви и общества и административно-финансовый секретариат.
В 1994 г. на базе ОВЦС была создана Синодальная рабочая группа, подготовившая «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Также ОВЦС принимал деятельное участие в подготовке документа «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию», определяющего характер взаимодействия с РКЦ, протестант. деноминациями и дохалкидонскими Церквами. Оба документа были приняты Архиерейским юбилейным Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 г. Также в ОВЦС был подготовлен документ «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека», принятый на Архиерейском Соборе РПЦ 2008 г.
Синод определением от 31 марта 2009 г. назначил председателем ОВЦС Волоколамского еп. Илариона (Алфеева). Путем выделения из ОВЦС был образован Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и общества (см. ст. Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Зарубежные учреждения и епархии были подчинены непосредственно Патриарху, для управления ими создан Секретариат по зарубежным учреждениям под рук. еп. Марка (Головкова), в 2010 г. преобразованный в Управление по зарубежным учреждениям. В ОВЦС был образован Секретариат по делам дальнего зарубежья, из состава к-рого в 2015 г. выделен Секретариат по межрелигиозным отношениям, занимавшийся поддержанием и развитием контактов с нехрист. традиц. религ. объединениями в России и за рубежом, с межрелиг. советами России и СНГ, с международными орг-циями, участвовавшими во встречах-диалогах с РПЦ. В сферу ответственности Секретариата также входили вопросы, касающиеся положения христиан, подвергающихся гонениям. Заместителями председателя стали прот. Н. Балашов и игум. Филипп (Рябых), с 2011 г.- архим. Филарет (Булеков).
По окончании второй мировой войны, когда положение РПЦ в СССР стабилизировалось, возникли предпосылки для нормализации церковной жизни в диаспоре. С 1945 г. РПЦ вела активную работу по восстановлению общения с приходами основанных в XIX в. Японской духовной православной миссии , Корейской духовной миссии , Урмийской духовной миссии РПЦ в Персии и др. рус. приходами за границей. На ОВЦС была возложена задача поддерживать контакты с зарубежными епархиями, Западноевропейским Экзархатом Русской Православной Церкви , Восточноазиатским Экзархатом , Среднеевропейским Экзархатом , Экзархатом Московской Патриархии в Северной и Южной Америке. В 1948 г. возобновилась деятельность Русской духовной миссии в Иерусалиме (РДМ). В нояб. 1949 г. было учреждено Венгерское благочиние РПЦ, объединившее 8 правосл. приходов под упр. митр. Николая (Ярушевича). В 1958 г. было учреждено Финляндское благочиние Патриарших приходов. Структура зарубежных учреждений РПЦ и формы руководства ими претерпевали изменения, обусловленные переменами в составе диаспоры. Общая численность русскоязычной правосл. диаспоры к кон. 2000-х гг. превысила 30 млн чел. В 2008 г. в 51 стране действовали 316 приходов и 16 мон-рей Московского Патриархата, к-рые окормляли 8 епархиальных и викарных архиереев, 282 священника, служили 72 диакона.
После того как в 2001 г. Русскую Православную Церковь за границей (РПЦЗ) возглавил Восточноамериканский и Нью-Йоркский митр. Лавр (Шкурла), начались переговоры о восстановлении единства Русской Церкви. Со стороны РПЦ и РПЦЗ были образованы комиссии для обсуждения вопросов, препятствовавших восстановлению канонического общения между Церквами. В результате совместной работы комиссий был подготовлен Акт о каноническом общении, который подписан 17 мая 2007 г. патриархом Алексием II и митр. Лавром в храме Христа Спасителя в Москве.
В конце второй мировой войны установилась регулярная переписка предстоятеля РПЦ с предстоятелями др. Поместных Церквей. В июле 1948 г. в Москве прошло подготовленное ОВЦС Совещание глав и представителей автокефальных правосл. Церквей, приуроченное к празднованию 500-летия автокефалии РПЦ. На совещании были представлены все Поместные Православные Церкви, кроме Кипрской и Иерусалимской, а делегации К-польской и Элладской Церквей приняли участие только в праздничных мероприятиях. Совещание сыграло большую роль в восстановлении межправосл. сотрудничества после вынужденной изоляции РПЦ. Были приняты документы, определявшие позиции по вопросам отношения к РКЦ и протестант. церквам, церковному календарю. Активные межправосл. контакты возобновились в нач. 60-х гг. XX в. в рамках подготовки Всеправославного Собора, когда сотрудники ОВЦС в составе делегаций РПЦ стали принимать участие в Совещаниях представителей Поместных Православных Церквей. После распада СССР участие РПЦ в совещаниях прервалось из-за обострения противоречий между К-польской и Русской Церквами, особенно по вопросу окормления эст. паствы. Начиная с 2009 г. делегация РПЦ возобновила участие во Всеправославных совещаниях. После Собрания предстоятелей Церквей 21-28 февр. 2016 г. и заседания Всеправославного секретариата выявились серьезные разногласия между представителями правосл. Церквей по ряду вопросов. Тем не менее по настоянию К-польского Патриархата 18-27 июня 2016 г. на о-ве Крит состоялся Собор, в к-ром приняли участие предстоятели и иерархи 10 автокефальных Церквей. Антиохийская, Болгарская и Грузинская Православные Церкви не участвовали в Соборе. От участия вынуждена была отказаться и РПЦ по той причине, что в отсутствие даже одной Поместной Православной Церкви Собор не мог иметь всеправосл. авторитета.
В 2018 г. осложнились отношения РПЦ с К-польским Патриархатом после принятия 11 окт. того же года Синодом К-польской Церкви решения о «возвращении в каноническое поле» раскольнических образований на Украине с целью дарования им «автокефалии». В результате противоканонических действий, предпринятых К-польской Церковью на территории Московского Патриархата вопреки протестам УПЦ и позиции ряда правосл. автокефальных Церквей, Синод РПЦ 15 окт. 2018 г. был вынужден принять решение о невозможности продолжения евхаристического общения с К-польским Патриархатом. Последующие действия К-польского Патриархата в части «дарования томоса об автокефалии» раскольнической группировке на Украине (6 янв. 2019) еще более обострили ситуацию.
Во время празднования 500-летия дарования автокефалии РПЦ, в 1948 г., началась передача храмов для устройства подворий и представительств Антиохийской, Болгарской и Сербской (фактически открылось только в 1999) Православных Церквей при Московском Патриархате. В 1956 г. в Одессе открылось подворье Александрийской Церкви; в Москве открылись подворья Иерусалимской Церкви (1989), Православной Церкви в Америке (1994). РПЦ имеет подворья и представительства при Поместных Православных Церквах в Каире, Дамаске, Белграде, Софии, Карлови-Вари. Представительскими функциями наделены РДМ в Иерусалиме и представительство РПЦ в Нью-Йорке.
Организуются традиц. взаимные визиты предстоятелей и делегаций Поместных Православных Церквей для участия в Поместных Соборах, юбилейных торжествах, богословских конференциях. По линии ОВЦС осуществляются обмен паломническими группами, преподавателями и студентами духовных школ и проведение др. межправосл. программ.
Архиерейский Собор РПЦ 3-8 июня 2004 г. учредил при ОВЦС Комиссию по делам старообрядных приходов, к-рой было поручено оказывать содействие издательской, образовательной, культурной и иной деятельности старообрядных (единоверческих) приходов РПЦ, осуществлять координацию их служения в сотрудничестве с епархиальными архиереями, в канонической юрисдикции к-рых они пребывают, способствовать взаимодействию со старообрядческими согласиями в области церковно-общественных отношений. Комиссия координирует деятельность Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции (руководитель - прот. Иоанн Миролюбов), занимающегося подготовкой клира для старообрядных приходов РПЦ, а также издательской и научно-исследовательской деятельностью в области исторической литургики и муз. медиевистики. Состав комиссии и ее председатель (с 2009 митр. Иларион (Алфеев)) назначаются Патриархом и Синодом.
РПЦ практически не имела офиц. контактов с РКЦ до 60-х гг. XX в. Улучшение православно-католич. отношений произошло во время понтификата Иоанна XXIII. На Ватиканском II Соборе среди проч. документов был принят декрет «Об экуменизме», который признавал действительность таинств и спасительность духовной жизни в правосл. Церкви. На всех заседаниях Собора в качестве наблюдателей присутствовали представители РПЦ, в т. ч. сотрудники ОВЦС прот. Виталий Боровой и архим. Ювеналий (Поярков). В 1966 г. в ходе встречи председателя ОВЦС митр. Никодима (Ротова) с секретарем Секретариата по содействию христианскому единству еп. Й. Виллебрандсом была достигнута договоренность о начале 2-стороннего богословского диалога; 1-е собеседование состоялось в ЛДА в 1967 г. За последующие 20 лет прошло 5 богословских собеседований. С 1974 по 1990 г. проведено 8 двухсторонних собеседований с организацией «Pax Christi International», посвященных отношению Церкви к политике, межнациональным конфликтам, проблемам разоружения, правам человека. Проводились собеседования с Немецкой епископской конференцией.
Представители РПЦ принимали активное участие в работе Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между правосл. Церковью и римо-католиками, созданной в 1979 г. В нач. 1990 г. отношения между РПЦ и РКЦ осложнились из-за активизации миссионерской деятельности католиков на Зап. Украине. Несмотря на то что на переговорах с РКЦ был принят ряд документов, призванных урегулировать ситуацию, достигнутые договоренности на практике не были реализованы католич. стороной, вслед. чего православно-католич. диалог был фактически приостановлен с 1994 по 2006 г. Впосл. сотрудничество между РПЦ и РКЦ развивалось в области защиты традиц. христ. ценностей, прав и свобод христиан и миротворчества. В 2009 г. по просьбе Ватикана Московский Патриархат выступил в поддержку Итальянской Республики и РКЦ в Италии по делу «Лаутси против Италии» о присутствии распятий в итал. гос. школах (см. ст. Италия). 17 авг. 2012 г. в Варшаве Патриарх Кирилл и председатель Польской епископской конференции архиеп. Юзеф Михалик подписали «Совместное послание народам России и Польши», содержащее призыв к примирению и взаимному прощению в духе христ. любви. В 2012 г. РПЦ выразила солидарность с католиками Франции, выступившими против закона о легализации однополых браков с правом усыновления детей. После принятия определения Синода РПЦ от 15 окт. 2018 г. о прекращении евхаристического общения с К-польским Патриархатом РПЦ приостановила работу в составе Смешанной комиссии, продолжая развивать отношения с РКЦ в 2-стороннем порядке.
Сотрудники ОВЦС принимали активное участие во встречах созданного в 2008 г. по инициативе РПЦ и Совета епископских конференций Европы Европейского православно-католического форума: о поддержке семьи (Тренто, 2008), о церковно-государственных отношениях (Родос, 2010), «Экономический кризис и бедность: вызов для сегодняшней Европы» (Лиссабон, 2012), «Религия и культурный плюрализм: вызовы христианским церквам в Европе» (Минск, 2014), «Европа перед лицом террористической угрозы, ценность человеческой личности и свободы вероисповедания» (Париж, 2017). В 2009 г. после длительного перерыва были возобновлены собеседования с католич. Немецкой епископской конференцией, в 2018 г. состоялись 10-е богословские собеседования.
В 2015 г. создана Совместная рабочая группа по культурному сотрудничеству между РПЦ и РКЦ, к-рая организовывала концерты, выставки и презентации. С того же года Московским Патриархатом и РКЦ ежегодно реализуется проект Летнего ин-та, в рамках к-рого группа представителей РКЦ посещает Русскую Церковь, а группа представителей РПЦ - Рим и Ватикан для взаимного ознакомления с духовными и культурными традициями. В 2017 г. создана рабочая группа представителей РПЦ и РКЦ Италии в рамках Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ. Группа провела встречи, посвященные отношениям духовного и светского искусства (Москва, 2017), паломничеству и религ. туризму (Рим, 2018). 12 февр. 2016 г. сотрудниками ОВЦС были подготовлены встреча Патриарха Кирилла с папой Римским Франциском в Гаване и подписание ими совместного заявления. После встречи началась активизация сотрудничества с РКЦ. Благодаря совместному заявлению Патриарха Кирилла и папы Франциска США официально признали геноцид ближневост. христиан. Одним из результатов договоренностей, достигнутых на Кубе, стало принесение в пределы РПЦ из г. Бари мощей свт. Николая Мирликийского в мае-июле 2017 г., к-рым смогли поклониться ок. 2,5 млн чел.
В нач. 50-х гг. XX в. возобновились офиц. переписка и обмен визитами между РПЦ и старокатоликами. Контакты велись только в рамках Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолическому диалогу, начатому в 1975 г. и завершившемуся рассмотрением основных тем в 1987 г.
Двусторонние отношения РПЦ с Армянской Апостольской Церковью , Коптской Церковью , Эфиопской Церковью , Сирийской яковитской Церковью , Маланкарской Церковью, с Католикосатом Востока (Индия) включают обмены визитами предстоятелей Церквей, сотрудничество во Всемирном Совете Церквей (ВСЦ), в церковных образовательных, социальных и миротворческих программах. РПЦ ведет диалог с Древними (восточными) Церквами с 1961 г., вначале в ходе неофиц. встреч, с 1985 г.- в офиц. богословском диалоге в рамках Смешанной богословской комиссии. Синод РПЦ на заседании 30 марта 1999 г. принял решение продолжить богословский диалог с дохалкидонскими Церквами на двустороннем уровне.
Контакты с Англиканской Церковью после 1943 г. носили регулярный характер (см. ст. Англикано-православные связи). В 1999 г. была прервана работа созданного в 1989 г. Координационного комитета по сотрудничеству между Церковью Англии и РПЦ в сфере религ. образования и благотворительности. В 2013 г. в ходе встречи митр. Илариона (Алфеева) с архиеп. Кентерберийским Джастином Уэлби была достигнута договоренность о возобновлении деятельности Координационного комитета. В июле 2014 г. ОВЦС опубликовал офиц. заявление, в к-ром выразил сожаление в связи с принятым 14 июля 2014 г. решением Генерального Синода Церкви Англии о допуске женщин к «епископскому» служению и констатировал, что это решение существенно затрудняет для правосл. христиан ведение диалога с англиканами. В рамках диалогов проводятся богословские консультации, осуществляются сотрудничество в гуманитарной, информационной и академической сферах, обмен опытом миссионерской работы и церковного социального служения. Важной составляющей диалогов являются контакты между представителями монашества.
Начиная с 1955 г. РПЦ поддерживала регулярные контакты с Национальным советом церквей Христа (НСЦХ) в США. В 1956 г. состоялся обмен визитами представителей НСЦХ и РПЦ. В дальнейшем каждые 10 лет осуществлялись т. н. декадные обмены делегациями, члены к-рых принимали участие в собеседованиях по богословским, миротворческим и другим вопросам. С 1959 г. организовывались встречи и богословские собеседования с Евангелической церковью в Германии, известные под названием «Арнольдсхайн». В 1963 г. установилось сотрудничество с Церковью лютеранских братьев США, в 1973 г.- с Церковью учеников Христа (США). В 1970 г. начались богословские диалоги с Евангелической церковью Финляндии, в 1974 г.- с Союзом Евангелических церквей ГДР (после соединения ГДР и ФРГ появился единый диалог «Бад-Урах»), в 1977 г.- с Епископальной церковью США. (См. подробнее ст. Диалоги богословские Русской Православной Церкви.)
Важной составляющей деятельности ОВЦС является участие с 1961 г. в работе ВСЦ. В том же году РПЦ стала членом Конференции европейских церквей (КЕЦ). В 1992 г. по инициативе ВСЦ и РПЦ был создан Круглый стол по религ. образованию и диаконии, к-рый осуществляет различные социально-церковные и образовательные программы. В 1998 г. РПЦ вступила в Европейскую федерацию по диаконии. ОВЦС осуществляет контакты с Экуменическим советом молодежи Европы, Христианской конференцией Азии, Ближневосточным Советом Церквей , Всеафриканской конференцией церквей, Карибской конференцией церквей, Латиноамериканским советом церквей, Экуменическим форумом женщин в Европе, Всемирной христианской студенческой конференцией, Всемирным братством примирения, Сообществом Церквей Британии и Ирландии и др.
С 10-х гг. XXI в. одним из приоритетных направлений межхрист. сотрудничества стала защита гонимых христиан во всем мире. В 2016 г. по итогам поездки в Сирию и Ливан православно-католич. делегации был составлен каталог разрушенных сир. храмов. ОВЦС совместно с Евангелической ассоциацией Билли Грэма участвовал в подготовке и работе Всемирного саммита в защиту гонимых христиан, проходившего 10-13 мая 2017 г. в Вашингтоне. В нояб. того же года Патриарх Кирилл и архиеп. Кентерберийский Джастин Уэлби подписали декларацию в защиту гонимых христиан. На эту же тему в мае 2018 г. было подписано коммюнике с Патриархом-Католикосом Эфиопской Церкви Абуной Матфием (Матиасом).
По окончании Великой Отечественной войны отношения РПЦ и традиц. религий постепенно приобрели устойчивый характер и развивались в основном в рамках миротворческого движения как внутри страны, так и на международной арене. В авг. 1949 г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная конференция сторонников мира, положившая начало межрелиг. миротворческому сотрудничеству. Руководители христ. Церквей и нехрист. религ. общин принимали участие в миротворческих конференциях в Москве (1951) и в Троице-Сергиевой лавре (1952). Позже встречи, посвященные религ. вкладу в решение насущных вопросов в жизни общества и гос-ва, приобрели регулярный характер.
С 1969 г. сотрудники ОВЦС участвовали в создании международной религ. орг-ции Всемирная конференция «Религии за мир» (Religions for Peace). РПЦ сотрудничает с одной из наиболее известных и влиятельных межрелиг. орг-ций США - фондом «Призыв к совести», созданным в 1965 г. с целью развития диалога и добрых отношений между традиц. мировыми религиями. Также ОВЦС взаимодействует с Европейским советом религиозных лидеров со времени его учреждения в 2002 г. Задачами межрелиг. программ, в к-рых участвует РПЦ, являются развитие благотворительности, гуманизация общественных отношений, активизация миротворческой деятельности, установление и упрочение нравственных ориентиров в обществе и в межгос. отношениях.
В 1998 г. создан Межрелигиозный совет России (МСР), в работе к-рого участвуют главы и представители РПЦ, исламской, иудейской и буддистской общин страны. Определением Синода от 24 дек. 2015 г. ведение вопросов, связанных с развитием межрелиг. отношений в России и взаимодействием с МСР, было поручено ОВЦС, митр. Иларион (Алфеев) вошел в состав президиума МСР, 10 марта 2016 г. исполнительным секретарем МСР был назначен секретарь ОВЦС по межрелиг. отношениям свящ. Димитрий Сафонов.
С 2011 г. развиваются взаимоотношения с Управлением по делам религии Турции, для чего была сформирована специальная рабочая группа. ОВЦС принимает участие в работе секретариата Съезда лидеров мировых и традиционных религий, к-рый проводится правительством Казахстана каждые 3 года в Астане. В 1995 г. была создана Совместная российско-иранская комиссия по диалогу «Ислам-Православие». Заседания комиссии проводились в Москве и Тегеране в 2010, 2012, 2014, 2016 и 2018 гг. Обсуждались вопросы межрелиг. диалога, экстремизма, прав человека, экологии, религ. этики и др.
С началом «арабской весны» в Сирии, Ираке, Ливии и Египте положение христиан в этих и др. гос-вах ухудшилось. ОВЦС поднимал вопрос защиты прав христиан, страдающих от гонений со стороны террористов, в ООН и Европ. парламенте, в ОБСЕ и ВКРМ. В сфере защиты христиан Церковь взаимодействует с гос. и общественными орг-циями в России и за рубежом. Во внешнеполитической стратегии Российской Федерации усилиями ОВЦС прочно закрепился тезис о необходимости защиты христиан от гонений. В 2015 г. по инициативе РПЦ, РКЦ, России и Ливана 65 стран мира приняли в Совете по правам человека ООН заявление в поддержку прав ближневосточных христиан. В 2017 г. Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, в ее состав вошли представители РПЦ, РКЦ и протестантских общин.
Участие РПЦ в международном движении за мир началось с принятия на Московском совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей в 1948 г. обращения к христианам всего мира, отражающего тревогу за будущее человечества в период нараставшей «холодной войны» и гонки ядерных вооружений. Миротворческий форум в Троице-Сергиевой лавре в 1952 г. положил начало не только межрелиг. служению в СССР, но и становлению международного межрелиг. служения в защиту священного дара жизни на земле. Вторая подобная конференция с участием зарубежных религ. деятелей «За сотрудничество и мир между народами» прошла в лавре 1-4 июля 1969 г. Всемирные мирные конференции религ. деятелей проходили в Москве в 1977 и 1982 гг.
Во время политического конфликта 1993 г. в России ОВЦС организовал переговоры между враждующими сторонами, а также участвовал в разработке «Договора об общественном согласии» в апр. 1994 г., наметившего мирные пути развития политического процесса в России.
Секретариат по делам дальнего зарубежья ОВЦС осуществляет контакты с международными правительственными и неправительственными организациями, руководством и официальными представителями зарубежных гос-в, иностранными общественными институтами и структурами; поддержку соотечественников, проживающих вне пределов канонической территории РПЦ, участие в диалогах по линии гражданских обществ России и иностранных гос-в, а также реализацию духовно-просветительских и культурных проектов в зарубежных странах. На регулярной основе осуществляется взаимодействие РПЦ с Мин-вом иностранных дел РФ, Россотрудничеством, фондом «Русский мир». Проводятся ежегодные круглые столы, посвященные соработничеству РПЦ и соотечественников, проживающих в различных регионах мира. По инициативе ОВЦС был создан Всемирный русский народный собор, ставший одним из главных общенациональных форумов, предоставляющих пространство для дискуссий на самые волнующие темы политическим и общественным лидерам. Представители ОВЦС принимали участие в разработке и согласовании Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Участие в форумах по линии гражданских обществ, наиболее заметным из к-рых является российско-герм. форум «Петербургский диалог», позволяет РПЦ развивать сотрудничество с общественными орг-циями, научными и деловыми кругами, а также частными лицами с целью реализации совместных проектов, направленных на укрепление и продвижение христ. ценностей в обществе. Совместно с Мин-вом культуры и Мин-вом иностранных дел организуются церковно-гос. проекты, представляющие культуру России, важное место среди них занимают Дни духовной культуры России. Организуются выступления церковных хоровых коллективов, выставки детского художественного творчества, презентации паломнических маршрутов, форумы и конференции, посвященные обсуждению богословских и церковно-исторических тем.
В 1963 г. был начат выпуск издания «Переписка с учреждениями Московской Патриархии за границей (информация)» (см. ст. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата), ставшего офиц. органом ОВЦС. С янв. 1999 г. издание выходило ежемесячно в виде журнала, в 2000 г. название изменилось на «Информационный бюллетень Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата». В 1991 г. начато издание ж. «Церковь и время». В 1993 г. была создана служба коммуникации ОВЦС, в сферу работы которой вошла издательская деятельность, в 2001 г. эта функция была передана сектору публикаций. С 2001 г. при ОВЦС начал издаваться ж. «Православный паломник». Сектор публикаций осуществил 1-е (2001) и 2-е (2008) издания «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви» и книги митр. Кирилла (Гундяева) «Слово пастыря» (2004), 1-е изд. сб. «Свобода и ответственность: в поисках гармонии» (2008), впосл. переизданное при участии ОВЦС на 24 языках.
В сер. 90-х гг. XX в. областью работы ОВЦС стало сотрудничество с церковными и светскими СМИ. Служба коммуникации распространяет официальную информацию, ведет активную работу с журналистами, регулярно выпускает краткие пресс-релизы об основных событиях в жизни Церкви и важнейших решениях священноначалия, разъясняющие наиболее волнующие вопросы. Служба коммуникации ведет работу по анонсированию важных церковных событий и аккредитации на них представителей СМИ. Также Служба коммуникации готовит специальную «Подборку по прессе», выпускающуюся ограниченным тиражом для служебного пользования. В ряде случаев по благословению священноначалия Служба коммуникации выступает с офиц. заявлениями по значимым темам церковной и общественной жизни.
Служба коммуникации ОВЦС занималась поддержкой созданного в 1997 г. официального веб-сайта РПЦ www.mospat.ru, готовила и оперативно размещала материалы о служении, визитах и встречах Патриарха, о поездках и встречах председателя ОВЦС, хронику работы отдела, а также новости приходов России и дальнего зарубежья. Сайт ОВЦС стал первым интернет-ресурсом в русскоязычном сегменте интернета, на котором стала размещаться офиц. церковная информация. В сент. 2009 г. офиц. сайт РПЦ начал действовать на домене www.patriarchia.ru, его поддержка была поручена Синодальному информационному отделу (ныне Синодальному отделу по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ). Сайт www.mospat.ru стал официальным ресурсом ОВЦС, на котором размещаются сообщения о деятельности отдела, других событиях, относящихся к сфере внешних церковных связей, церковные документы, новости подворий и приходов РПЦ за рубежом. Материалы сайта регулярно перепечатывают имеющие большую аудиторию иностранные ресурсы. Материалы переводятся на английский, греческий, французский, итальянский, испанский языки.